Речные прогулки с видом на Зимний дворец. Экскурсии с маршрутом через Зимний дворец. Заказ билетов онлайн по лучшим ценам на сайте Мегафлот
Строительство Зимнего дворца в стиле барокко было начато в 1754 году при Елизавете Петровне по проекту Бартоломео Растрелли. Это был пятый императорский Зимний дворец, поскольку предыдущие четыре не сохранились. Единственным сохранившимся из них является Зимний дворец Петра I, расположенный внутри Эрмитажного театра на берегу Зимней канавки.
Однако Зимнему дворцу не удалось быть полностью завершенным при Елизавете Петровне. Он был принят в эксплуатацию Екатериной II в 1762 году. Интересно, что сегодняшний светло-изумрудный цвет, в котором окрашен Эрмитаж, не является оригинальным. Сначала фасад был выполнен в оттенках желтого, в XIX веке он имел кораллово-красные и кирпичные цвета, а во время Великой Отечественной войны Зимний дворец был замаскирован серой краской. Современный вид Эрмитаж приобрел свою форму уже после войны.
Интерьеры дворца не сохранились полностью. В 1837 году произошел пожар, в результате которого внутреннее убранство было уничтожено. Декор в стиле Растрелли был восстановлен архитекторами Василием Стасовым, Александром Брюлловым и Александром Штаубертом.
Полностью осмотреть весь дворец за один визит, вероятно, не удастся, однако можно пройтись по его главным залам.
Путешествие по интерьерам дворца начинается с Иорданской лестницы, которая в XVIII веке была известна как Посольская лестница из-за того, что по ней поднимались послы. Сегодня она получила свое название от слова "иордань", что означает прорубь в форме креста. Во время православного праздника Крещения Господня по этой лестнице спускались к реке Неве, чтобы окунуться в ее воды.
Лестница начинается с широкого тенистого вестибюля, украшенного скульптурой "Правосудие" (также известной как "Аллегория Юстиции"). Эту скульптуру из мрамора создал венецианский скульптор Альвизе Тальяпьетра в 1718-1719 годах. После первого пролета лестницы открывается двусветное пространство, где окна расположены на двух уровнях. Некоторые из них на самом деле являются зеркальными, создавая впечатление, что лестница занимает всю северо-восточную часть выступающего фасада.
Вместе с скульптурой "Правосудие" в основаниях парных пилястр, которые являются полуколоннами, расположены несколько алебастровых скульптур, выполненных отечественными скульпторами. На северной стене, у окон, которые выходят на реку Неву, можно увидеть скульптуру "Меркурий" Александра Мануйлова и "Справедливость" Ивана Леппе. Рядом с ложными окнами находятся скульптура "Величие" в образе Афины Николая Устинова и "Мудрость" Александра Теребенёва. Рядом с "Правосудием" расположена аллегорическая статуя "Верность" Ивана Леппе, а затем идут скульптуры "Изобилие" Устинова, "Правосудие" Теребенёва и "Муза Эрато" Иосифа Германа.
Стены украшены барочной золоченой лепниной, сохраненной со времен Растрелли. Во время реконструкции в начале XIX века архитектор Стасов добавил классические элементы в виде воинских регалий над окнами. Цветовая гамма также изменилась: розовый цвет был заменен белым. Пол, ступени и балясины выполнены из ценного итальянского мрамора, добываемого в Каррарских каменоломнях. Колонны на верхней площадке изготовлены из натурального серого гранита вместо искусственного розового мрамора.
Плафон, который был выполнен Франческо Фонтебассо по проекту Растрелли, заменили полотном "Олимп" Гаспаро Дициани, одного из основателей Венецианской Академии искусств, после пожара. Новый плафон был значительно меньшего размера, поэтому художникам пришлось дополнить его по краям, имитируя стиль автора. С верхней площадки Иорданской лестницы начинаются две дворцовые анфилады: Большая и Невская.
В состав дворцовых анфилад входят три зала: Аванзал, Николаевский и Концертный. Первоначально эти залы были обустроены итальянским архитектором Джакомо Кваренги, а после пожара 1837 года их восстановлением занимался Василий Стасов.
В отличие от роскошной лестницы, залы оформлены в более умеренном стиле. Стены первого зала, Аванзала, украшены искусственным золотистым мрамором и лепниной. На полу до сих пор можно увидеть паркетный узор, созданный Кваренги, изготовленный из дуба, самшита и красного дерева. В центре зала находится малахитовая ротонда.
После Аванзала, гости входят в главный дворцовый зал — Большой зал. В 1855 году, после смерти Николая I, здесь был установлен его портрет, и с тех пор зал получил название Николаевского. Вдоль стен зала установлены полуколонны с коринфским ордером, которые украшены лепным декором в верхней части. Эти полуколонны поддерживают массивный карниз, известный как антаблемент. Не пропустите потолок, который украшен рельефной гризайльной живописью. В Николаевском зале проводились официальные приемы и балы, а во время Первой мировой войны здесь размещались тяжелораненые солдаты, а Зимний дворец стал местом, где был открыт хирургический лазарет на тысячу мест с лучшим доступным оборудованием.
Анфиладу Невской анфилады завершает Концертный зал, который сохраняет свой оригинальный вид, созданный Кваренги. Статуи на антаблементе были восстановлены скульптором Иосифом Германом после пожара 1837 года. По всей протяженности залов протекает Большая галерея, где сегодня размещены портреты членов династии Романовых.
Анфилада, ведущая от Иорданской лестницы к Большой церкви, начинается с Фельдмаршальского зала, созданного в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном. В шести нишах на стенах зала размещены портреты выдающихся полководцев: Михаила Кутузова, Александра Суворова, Григория Потемкина, Петра Румянцева, Ивана Дибича-Забалканского и Ивана Паскевича-Эриванского.
В 1837 году возник пожар, который начался именно в Фельдмаршальском зале и привел к полному уничтожению дворца. Заранее обитатели дворца, включая около трех тысяч человек, в том числе слуг и служащих, почувствовали запах дыма. Пожарные старались выяснить его источник и, случайно разбивая одну из ложных зеркальных дверей, нечаянно разжигали пламя в деревянном каркасе и обшивке стен. Оказалось, что за дверью в дымоходе находилась щель, где скопилась зола и начала тлеть. Пожар терзал дворец в течение трех дней, а его пламя было видно на расстоянии до ста километров.
За Фельдмаршальским залом следует Петровский, также известный как Малый тронный зал. Этот зал был отделан Огюстом Монферраном и получил свое название в честь Петра I. В настоящее время стены зала имеют более светлую отделку: пунцовые бархатные панели Монферрана были заменены красными. На красном бархате вышиты золотыми нитями гербы и вензеля императора Петра I, а также более семи тысяч элементов растительных орнаментов. В верхней части стен расположены полотна, изображающие знаменитые сражения Северной войны, включая Полтавскую битву и битву при Лесной. Зал перекрыт крестовым сводом, а над тронным местом имеется ниша в форме триумфальной арки.
Из Малого тронного зала можно попасть в Гербовый зал, который является одним из самых просторных во всем дворце. Этот зал был спроектирован Василием Стасовым в 1836 году. По задумке архитектора стены украшены изображениями четырех групп воинов, а на их пиках, увенчанных лавровыми венками, установлены 32 герба российских губерний.
Через Военную галерею, расположенную в Гербовом зале, можно попасть в роскошный зал для торжеств, известный как Георгиевский или Большой тронный зал. Изначально здесь планировалось создать Мраморную галерею, соединяющую Зимний дворец и Малый Эрмитаж. Для этой цели в конце 1780-х годов Джакомо Кваренги пристроил специальное здание, которое не было включено в планы Бартоломео Растрелли. Однако впоследствии планы королевской семьи изменились, и решено было преобразовать это помещение в тронный зал. Зал был открыт в 1795 году в День святого Георгия, и оттуда его название - Георгиевский зал. В отделке использовался каррарский мрамор, и мраморные элементы были специально изготовлены итальянскими резчиками. Потолок зала был оформлен в виде кессонов - прямоугольных панелей, а их стены были украшены изысканной лепниной. В зале был установлен императорский трон, изготовленный по заказу Анны Иоанновны мастером Николасом Клаузерном в Лондоне.
Через окна Георгиевского зала можно увидеть небольшое кирпичное здание цвета цвета, который соответствовал стенам Зимнего дворца до революции. Это гараж для автомобилей императора Николая II. В гараже была оборудована автомойка, и всё помещение было отапливаемым, чтобы в морозную погоду автомобили царя могли быть заведены.
В Зимнем дворце помимо роскошных дворцовых интерьеров можно ознакомиться с уникальными артефактами древних цивилизаций. Под Большим тронным залом, на первом этаже, представлена коллекция предметов из захоронений египетских фараонов и знати. В Эрмитаже хранится около семи тысяч экспонатов, связанных с историей и культурой Египта, включая саркофаги, фрагменты стен с рельефными рисунками, ступки, папирусы и свитки. Самые древние из них датируются примерно шестью тысячами лет. В центральной витрине вы можете увидеть мумию жреца по имени Падиисет. Он жил в VII веке до нашей эры и был похоронен в тройном деревянном саркофаге.
На первом этаже также представлены артефакты из разных регионов России, включая предметы быта и клады из Алтая, Саяно-Алтая, Сибири и Северного Кавказа. На втором этаже вы сможете ознакомиться с выставками французской живописи и декоративно-прикладного искусства, представленными произведениями из Англии, Франции и других стран Западной Европы, включая гобелены, мебель и лаки. На третьем этаже представлена культура Востока, где вы найдете персидские блюда, серебряную утварь, иранскую майолику и японские кимоно.
Покупка билетов онлайн
Скидки до 70%
Оплата без комиссии