В XVIII веке, по указу Екатерины Великой, был создан первый камерный Эрмитажный театр на территории Зимнего Дворца. Он был предназначен для спектаклей, представляемых императрице и придворным.
Архитектор Дж. Кваренги разработал проект театра в классическом стиле, уделяя внимание каждой детали. Благодаря отличной акустике и хорошей видимости с любого места без биноклей, театр стал очень популярным.
Театр был спланирован как придворный с ограниченной вместимостью (230 мест) и расположением зрительных рядов, соответствующих его первоначальному назначению. Зал, являющийся главным помещением, отличается изысканным декором.
Амфитеатральная форма зрительного зала гармонично сочетается с рядами мраморных полуколонн, окружающих полукруглый зал. Перед сценой находится открытая оркестровая яма, отделенная балюстрадой. Геометрические пропорции зала и глубина сценического пространства обеспечивают прекрасную видимость со всех мест.
Первым спектаклем, представленным в конце XVIII века, была опера "Мельник, колдун, обманщик и сват" с музыкой М. Соколовского и либретто А. Аблесимовой. В театре творили и проживали многие мастера театрального искусства, которые были признаны лучшими своего времени.
В начале XX века Л. Н. Бенуа добавил нотки рококо в театр, изменяя его облик и оформление фойе.
Развитие театра было заторможено революцией, но после нее началась его восстановительная работа под руководством известного режиссера Всеволода Мейерхольда. Он поставил несколько спектаклей, а затем театр стал использоваться в качестве лектория Государственного Эрмитажа, где проводились конференции и лекции по искусству.
Начиная с 80-х годов XX века, в здании Эрмитажного театра был проведен ремонт, начались реставрационные работы, а также внедрена система одновременного перевода и установлена киноаппаратура. В зале было изменено освещение.
С конца 90-х годов театр снова начал привлекать множество зрителей, представляя новые спектакли и постановки. Ежегодно на его сцене представляют сотни произведений великих мастеров театрального искусства.