Главная     /     Статьи     /     Теплоход «Москва» - история культового проекта Р-51

Теплоход «Москва» - история культового проекта Р-51

0 9112
Теплоход «Москва» - история культового проекта Р-51

История самого популярного проекта речных теплоходов «Москва»

Эпоха отечественного судостроения олицетворяется судами типа "Москва" - проектами Р-51, Р-51Э и Р-51ЭА. Эти надежные и неприхотливые теплоходы не только привлекательны внешне, но и обладают высокой пассажировместимостью и огромными возможностями для модернизации. Они надолго изменили облик речных артерий Москвы, многих других городов России, бывшего Советского Союза и Восточной Европы.

Теплоходы "Москва", созданные в период "развитого социализма", пережили эпоху империи, "Холодную войну", "Перестройку" и распад Советского Союза. Удивительно, что они быстро адаптировались к новым условиям жизни и экономики огромной страны, которая обладает безграничным потенциалом использования своих водных путей. В настоящее время эти суда активно эксплуатируются на различных реках и во многих городах. Большинство из них прошло капитальную модернизацию и используется только как банкетные теплоходы, некоторые предлагают экскурсии и прогулки, а некоторые все еще выполняют тяжелую регулярную работу на пассажирских линиях.

Новая «Москва» продолжает дело «Москвича»

Эксплуатация пассажирских теплоходов "Москвич" после Второй мировой войны на всей территории Советского Союза, от Белоруссии до Дальнего Востока, подтвердила успешную конструкцию судна, разработанного на Московском Судостроительном и Судоремонтном заводе. Местные пассажирские суда были высоко востребованы во многих регионах, что подчеркнуло необходимость создания более современного и вместительного судна.

В то же время, требовалось разработать универсальный теплоход, который мог бы использоваться не только для пассажирских перевозок, но и для прогулок и экскурсий в крупных городах страны. В 1965 году Центральным техническим конструкторским бюро Министерства речного флота РСФСР был создан проект "Москва-1", который в 1969 году был воплощен в жизнь с выпуском первого судна данного проекта, успешно прошедшего испытания.

Исходный проект Р-51 представляет собой двухпалубное пассажирское судно с машинным отделением в корме и верхней палубой, вынесенной почти в нос, где располагается ходовая рубка.

Верхняя пассажирская палуба судна, практически по всей ее длине, оборудована тентом, чтобы защитить пассажиров от дождя и солнца. Нижняя палуба полностью закрыта и предназначена для использования в любую погоду. Она оснащена большими окнами, панорамным остеклением в носовой части и прозрачными окнами в потолке у бортов. Установка верхних обзорных окон была возможна благодаря тому, что главная палуба шире верхней примерно на полтора метра.

На верхней палубе, в изначальном исполнении, для размещения пассажиров были установлены жесткие скамьи, а на главной палубе - мягкие кресла с приставными столиками. По проекту, общая вместимость судна составляла до 350 человек, а на коротких рейсах можно было разместить до 450 пассажиров. Пассажирские теплоходы типа "Москва", так же как и другая гражданская техника, производимая в Советском Союзе во время "Холодной войны", могли быстро преобразовываться в плавучие госпитали и суда для переправы войск и эвакуации населения. Поэтому суда обладают значительным запасом надежности и вместимости.

Палубы соединены друг с другом с помощью двух пассажирских трапов: один расположен в носовой части судна рядом с посадочной площадкой, а другой - в корме. Кроме того, в корме теплохода находятся два туалета для пассажиров и экипажа.

Теплоход оснащен двумя посадочными площадками, учитывая ожидаемый большой поток пассажиров на регулярных маршрутах. Основная посадочная площадка расположена в носовой части судна, а также имеется дополнительная посадочная площадка в корме. Кроме того, удачная конструкция носовой части позволяет использовать трап-сходню для высадки и посадки пассажиров на необорудованный берег.

Машинное отделение, которое расположено в корме теплохода, значительно просторнее и имеет более удобный вход и доступ к системам и агрегатам, по сравнению с машинным отделением теплохода "Москвич". Согласно проекту, на теплоходе "Москва" устанавливались два главных дизельных двигателя: отечественные 3Д6Н-150 или 6ЧСП15/18 мощностью 150 лошадиных сил каждый, либо чехословацкие турбированные Skoda 6L160PNS мощностью около 190 лошадиных сил.

Использование двух главных машин с отдельными гребными винтами на каждый двигатель значительно упростило управление теплоходом и повысило его эффективность по сравнению с "Москвичами", где был установлен один главный двигатель и один гребной винт. В целом, условия работы и вахты для экипажа на теплоходе "Москва" более комфортные: просторная рубка с хорошим обзором на верхней палубе, две каюты и камбуз на нижней палубе.

Пассажиры и судоводители с радостью приняли новые теплоходы после малогабаритных и тесных "Москвичей".

Теплоход проекта Москвич

Теплоход как символ города

Новые пассажирские теплоходы быстро стали основными судами на Москве-реке, заменяя небольшие "Москвичи" на центральных прогулочных маршрутах. Первоначально "Москвичи" были переназначены на переправы на окраинах столицы и менее оживленные прогулочные маршруты.

Теплоходы "Москва" отправлялись с главных причалов Москвы, таких как Киевский вокзал, Воробьевы горы, Центральный парк культуры и отдыха имени Горького, Крымский мост, Большой Устьинский мост и Новоспасский мост. Благодаря доступным ценам на билеты, речные прогулки по Москве-реке стали популярным видом отдыха как для жителей Москвы, так и для многочисленных гостей столицы Советского Союза.

Теплоходы "Москва" стали неотъемлемой частью пейзажа Москвы-реки на открытках, календарях и других изображениях, символизируя прекрасные виды столицы в 1970-х и 1980-х годах. Другие пассажирские теплоходы почти не встречались на открытках с видами центральной Москвы, за исключением, конечно, стремительных "крылатых" судов, таких как "Ракета".

Подходящие суда проекта "Москва" стали к концу 1980-х годов основной линией на главной столичной маршруте, протяженностью от Новоспасского моста до Киевского вокзала. Они оперировали с интервалом не превышающим 10 минут и делали остановки на всех основных причалах в центре города. Дополнительно, существовал маршрут от Киевского вокзала на запад до Крылатского, с остановками у гостиницы "Украина", Экспоцентра, Филей и Кунцево. На этой линии был всего один теплоход "Москва", который выполнял три рейса в день.

Теплоходы "Москва" также активно поставлялись во множество пароходных компаний по всей стране, от Дальнего Востока и Казахстана до Прибалтики. Позднее они были экспортированы в страны СЭВ, прежде всего в Венгрию и Чехословакию, а также в Польшу и Болгарию.

Некоторые единичные суда были поставлены даже в капиталистические страны, такие как Норвегия, Франция, Нидерланды, и даже в экзотическую Исландию. В последней до сих пор на одном из озер в восточной части страны работает теплоход, который получил название "Lagarfljotsormurinn" в честь мифического водяного змея, согласно легенде, обитающего в этом озере.

В Советском Союзе большинство теплоходов, находящихся в регионах, были предназначены для работы исключительно на пассажирских линиях. Особенно это относилось к "рабочим" переправам в отдаленных уголках страны, где и жителям, и судоводителям речных судов было не до развлекательных речных прогулок. Теплоходы перевозили сотни и тысячи пассажиров ежедневно в прибрежные поселки, села, деревни и садоводческие товарищества, которые не имели удобной связи с территорией материка и зачастую полностью зависели от реки в качестве единственного транспортного пути.

Ежедневные регулярные пассажирские рейсы на реках с быстрым течением, работающие на максимальных оборотах с высоким уровнем износа и с многочисленными остановками, включая посадки на необорудованные берега, превратили "Москву" в настоящих тружениц реки, подобно "Москвичам", которые давно выполняли службу на сотнях местных линий. Параллельные парадно-экскурсионные возможности теплоходов в таких условиях работы оказались не востребованными. При посадке с необорудованного берега, толпы пассажиров часто повреждали панорамные окна на носу главной палубы, которые не восстанавливались, а заменялись железными листами вместо окон. Окна в потолке главной палубы просто заколачивались, так как у речных компаний на периферии не было времени и возможности поддерживать эстетический вид в угоду непрерывной работе пассажирских линий.

В крупных городах страны, таких как Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Киев и другие крупные города вдоль Волги, теплоходы в основном выполняли прогулочно-экскурсионные маршруты и поддерживались в хорошем состоянии.

Для Ленинграда было разработано судно проекта Р-35 "Нева" на базе конструкции "Москвы", отличающееся уменьшенными размерами надводного корпуса и расположением ходовой рубки в носовой части главной палубы. Головное судно этого проекта было построено даже раньше первого теплохода "Москва" — в 1968 году. Всего было построено шесть судов такого типа до 1974 года.

Также в 1970 году для Ленинграда был построен единственный теплоход проекта 1900, который представляет собой модифицированную версию стандартного судна "Москва" с расширенным пищеблоком и перенесенными в середину судна посадочными площадками и пассажирским трапом. Изначально теплоход был назван "Нева-2", но позднее его переименовали в "Чайку". Это судно до сегодняшнего дня продолжает свою работу в Санкт-Петербурге.

С 1979 по 1994 годы на Запорожском судоремонтном заводе строились теплоходы типа "Каштан" по проектам Д-055 и 90055, которые внешне и по компоновке очень похожи на "Москву". Было построено в общей сложности 30 судов такого типа, большинство из которых работает в Киеве и других городах Украины. Единственное судно "Каштан-23" было продано в Россию и сейчас выполняет свои функции в Новокуйбышевске.

Теплоход Москва

Теплоход-ресторан

После событий 1991 года и перехода от плановой экономики к свободному рынку, речная индустрия, как и другие отрасли в странах бывшего Советского Союза, столкнулась с быстрыми изменениями.

Строительство новых судов практически полностью прекратилось. Без централизованного государственного заказа, пароходства не имели ни возможности, ни желания выделять средства на новые суда. Последний теплоход "Москва" был спущен на воду в 1994 году, после чего судостроительный завод постепенно уходит в упадок и территория, на которой он находится, превращается в жилой район.

Местное пассажирское сообщение начинает сокращаться с катастрофической скоростью. Дотационные маршруты становятся неподъемным бременем для пароходств и региональных властей. Некоторые маршруты заменяются автомобильным транспортом, в то время как другие маршруты исчезают, ведя за собой исчезновение удаленных селений. В самых отдаленных регионах благодаря усилиям местных и федеральных властей, а также самоотверженной работе речников удалось сохранить некоторые пассажирские маршруты. Также удалось сохранить некоторые местные маршруты в крупных городах и областях, где экономическая ситуация не была столь тяжелой, как в удаленных регионах.

В крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, прогулочные маршруты в большинстве случаев продолжают свою работу и остаются относительно прибыльным бизнесом. В то же время, суда постепенно переходят в частные руки. Новые владельцы чаще всего используют флот для собственного отдыха и проводят частичную модернизацию судов, а затем сдают их в аренду для проведения различных развлекательных мероприятий. Частные компании в 1990-е годы редко занимались организацией регулярных прогулочных или пассажирских рейсов на теплоходах "Москва". Сдача судов в аренду оказалась более простым и прибыльным бизнесом, поэтому прогулочные маршруты продолжали обслуживаться местными пароходствами и городскими портами.

Вместе с арендой судов для отдыха, предлагаются и новые услуги, прежде всего организация питания на борту. Кроме того, для коммерческих рейсов требуется более высокий уровень комфорта, при этом пассажировместимость судна может быть уменьшена (уже не требуется перевозить до 250 человек). В связи с этим, теплоходы "Москва" подвергаются полноценной модернизации, чтобы соответствовать новым требованиям.

Прежде всего, модернизация теплоходов для проведения банкетов на борту включает увеличение размера камбуза и обновление интерьеров закрытого салона на главной палубе. Пассажирский салон полностью разбирается, меняется напольное покрытие и отделка стен, а также иногда заменяется отделка потолка. В результате получается просторное пространство, где организуется салон-ресторан со свободной расстановкой мебели и барной стойкой, которая чаще всего располагается ближе к корме. Часто, старые стеклопакеты заменяются на пластиковые окна, которые лучше сохраняют тепло и прохладу, а также не продуваются, особенно если в салон установлены кондиционеры.

Далее, происходит модернизация надстройки теплохода. В минимальном варианте реновации, с верхней палубы просто удаляются жёсткие лавки для пассажиров, а их место занимает уличная мебель, которая может быть дачной или роскошной плетёной. В случае более глубокой перестройки судна, верхняя палуба может быть значительно расширена для увеличения полезной площади. Особенно хорошо для этого подходит кормовая часть надстройки, не покрытая тентом. Ее размеры могут быть увеличены как в ширину, так и в длину, и на получившейся площадке с комфортом могут разместиться дополнительные пассажиры. К настоящему времени, большинство "Москвушек" в Москве и Санкт-Петербурге имеют увеличенную надстройку в кормовой части.

Кроме того, некоторые владельцы судов решают провести полное расширение надстройки по всей длине корпуса. В таком случае требуется усиление отдельных элементов судна, и некоторые изменения могут влиять на экстерьер. Однако, преимущества в увеличении полезной площади и комфорте для гостей оказывают более существенное влияние. При таком типе модернизации обычно вся палуба до кормы становится закрытой и оборудованной для защиты от погодных условий, что является важным преимуществом в российском климате. Существуют также варианты модернизации судов, при которых вся палуба становится полностью закрытой. Например, теплоход "Москва-177" был модернизирован в середине 1990-х годов и преобразован в плавучий ресторан в Санкт-Петербурге. В настоящее время он работает в столице под названием "Notte Bianca".

Перспективы нового проекта

Заинтересованными проектами модернизации "P-51" можно считать те, которые были проведены в ОАО "Пассажирский порт" (также известное как "Столичная судоходная компания") в начале XXI века. Компания специализировалась на речных прогулках, и основной целью модернизации флота было увеличение количества открытых посадочных мест, чтобы удовлетворить повышенный спрос в самые жаркие дни, когда пассажиры предпочитают прогулки на открытом воздухе. Для этого на теплоходе "Москва-202" ходовая рубка была перенесена из надстройки в нос главной палубы, подобно теплоходам типа "Нева", а в носу надстройки была оборудована открытая площадка с возможностью размещения 20 пассажиров. На теплоходах "Князь Юрий", "Москва-74" и "Москва-88" вместо закрытого салона в носу главной палубы была создана открытая площадка. Кроме того, на всех этих теплоходах была расширена кормовая площадка надстройки.

После пожара, произошедшего в 1999 году на теплоходе "Москва-58", решено было не восстанавливать его надстройку. Главный пассажирский салон стал открытым, его частично покрыли тентом, а теплоход был переименован в "Дельфин". В настоящее время это единственный в мире однопалубный теплоход "Москва" с рубкой, перемещенной в корму.

Отрасль банкетного флота продолжала развиваться до 2008 года, начиная с частных заказов. Организация праздника на теплоходе была новым явлением для россиян, а затем рынок начал ориентироваться на корпоративных клиентов, доля которых вскоре стала превышать частных лиц. С увеличением спроса требовалось все больше судов: в Москву и Санкт-Петербург прибыли "P-51" со всей периферии европейской части России, включая Тверь, Ярославль, Кострому, Кинешму, Нижний Новгород, Волгоград, Пермь и Ростов-на-Дону. Также некоторые суда пришли с малых рек, где судоходство находилось на убывающей волне, например, с Вятки.

Интересно, что даже после распада Социалистического экономического сообщества (СЭВ), несколько трамвайчиков из России были проданы в Будапешт, где уже находилось значительное количество советских судов, таких как "Москвичи", "Метеоры", "Полесье" и, конечно же, "Москвы". Эти суда самостоятельно преодолели путь до Дуная через Черное море. Кроме того, в Будапешт были проданы несколько судов из Украины. На 2018 год "Москва" составляет основу экскурсионного флота в столице Венгрии. Венгерские теплоходы, не использовавшиеся как банкетные суда, а предназначенные для экскурсионных перевозок, в большинстве своем сохраняют оригинальный вид без измененных верхних палуб. Единственное, что меняется, - это двигатели из-за сложностей с поиском запчастей для 3Д6Н-150 и 6ЧСП15/18. Поэтому на большинстве венгерских судов устанавливаются дизельные двигатели Raba.

В России, до недавнего времени, замена двигателей на "Москве" не была основным вопросом. Во-первых, не было особых проблем с доступностью запчастей и новых двигателей, таких как 3Д6 и 6ЧСП, которые широко производились на различных заводах и устанавливались на множество судов. Во-вторых, в отличие от регулярных прогулочных рейсов, эксплуатация двигателей на банкетных заказах приводила к минимальному износу узлов и агрегатов. Кроме того, между рейсами было достаточно времени для сервисного обслуживания. Наконец, для коммерческих заказных рейсов, максимальная скорость и расход топлива не являлись приоритетными факторами (новые двигатели, естественно, были мощнее и экономичнее). Поэтому замена двигателей не приносила значительной коммерческой выгоды и была отложена во времени. Тем не менее, ОАО "Пассажирский порт", осуществляющий прогулочные перевозки в Москве, уже в начале 2000-х годов почти полностью заменил главные двигатели на своих теплоходах.

После 2008 года, в связи с экономическим кризисом в России, корпоративные заказы на отдых и развлечения сократились, и компании стали более осторожно тратить средства. В результате, рынок корпоративных заказов снизился, и частным судовладельцам пришлось искать новые возможности в прогулочных и экскурсионных рейсах. После нескольких лет работы в этой области стало очевидно, что помимо внешней модернизации судов, необходима замена двигателей и других узлов. В результате, в течение последних десяти лет многие теплоходы типа "Москва" получили новые главные двигатели. От дизеля 3Д6Н-150, который был разработан в 1930-х годах на базе танкового двигателя В-2, перешли к современным отечественным двигателям ЯМЗ-236/238, а также китайским дизелям Deutz. Также производится замена на более современные судовые двигатели, такие как дизели 6ЧСП15/18 и Skoda 6L160PNS.

В настоящее время теплоходы типа "Москва" остаются основным прогулочным флотом в Москве, работая как на центральных линиях, так и на окраинах города. Из множества судоходных компаний, только немногие продолжают заниматься исключительно банкетным бизнесом, не организуя прогулочные рейсы. "Р-51" отлично подходят для речных прогулок различных форматов, начиная от классических экскурсионных рейсов до гастрономических круизов.

Со стапелей Московского судостроительного и судоремонтного завода было спущено более 400 теплоходов типа "Москва", и большинство из них продолжают служить по сей день. Среди них можно найти самый первый теплоход "Москва-1" и тысячный теплоход "Москва-24", а также множество других судов, некоторые из которых были серьезно модернизированы, а другие сохранили практически оригинальный вид. В 2017 году в Москве начал работу теплоход "Благодать", который является глубокой модернизацией судна "Москва-33" и используется преимущественно для банкетных рейсов. Интересными примерами реновации являются также венгерский теплоход "Legenda" (ранее известный как "Кавказ") и московская "Прага" (бывший "Москва-157"), которые были переделаны и адаптированы их владельцами.

Успешная коммерческая эксплуатация теплоходов типа "Москва" во многих городах России, бывших республиках СССР, а также в Праге, Братиславе и Будапеште, свидетельствует о том, что эти любимые суда многими должны продолжать работать на речных маршрутах в течение многих лет. Благодаря значительному потенциалу для модернизации, в будущем мы можем ожидать еще множество интересных судов, созданных на основе теплоходов типа "Москва".

Теплоход проекта Москва

Комментариев пока нет, оставьте свой!

Оставить свой комментарий

Лучшие речные прогулки Москвы
Речная прогулка: Просмотр городского салюта* в День города на теплоходе-ресторане Организатор от причала Нескучный сад
Просмотр городского салюта* в День города на теплоходе-ресторане Организатор от причала Нескучный сад
Взрослый билет 1600 руб.
Детский (с 6 до 14 лет) 900 руб.
Детский до 5 лет бесплатно
Речная прогулка: Просмотр городского салюта* в День города на теплоходе-ресторане Вещий Олег от причала Нескучный сад
Просмотр городского салюта* в День города на теплоходе-ресторане Вещий Олег от причала Нескучный сад
Взрослый билет 1600 руб.
Детский (с 6 до 14 лет) 900 руб.
Детский до 5 лет бесплатно
Речная прогулка: Просмотр городского салюта* в День города на теплоходе-ресторане Рио от причала Киевский
Просмотр городского салюта* в День города на теплоходе-ресторане Рио от причала Киевский
Взрослый билет 1600 руб.
Детский (с 6 до 14 лет) 900 руб.
Детский до 5 лет бесплатно
Речная прогулка: Просмотр городского салюта* в День города на теплоходе-ресторане Роза ветров от причала Киевский
Просмотр городского салюта* в День города на теплоходе-ресторане Роза ветров от причала Киевский
Взрослый билет 1600 руб.
Детский (с 6 до 14 лет) 900 руб.
Детский до 5 лет бесплатно
Речная прогулка: Просмотр городского салюта* в День города на теплоходе-ресторане Алина Прима от причала Киевский
Просмотр городского салюта* в День города на теплоходе-ресторане Алина Прима от причала Киевский
Взрослый билет 1600 руб.
Детский (с 6 до 14 лет) 900 руб.
Детский до 5 лет бесплатно
Речная прогулка: Просмотр городского салюта* в День города на теплоходе-ресторане Михаил Сеспель от причала Китай-город
Просмотр городского салюта* в День города на теплоходе-ресторане Михаил Сеспель от причала Китай-город
Взрослый билет 1600 руб.
Детский (с 6 до 14 лет) 900 руб.
Детский до 5 лет бесплатно
Речная прогулка: Просмотр городского салюта* в День города на теплоходе-ресторане Алина Браво от причала Китай-город
Просмотр городского салюта* в День города на теплоходе-ресторане Алина Браво от причала Китай-город
Взрослый билет 1600 руб.
Детский (с 6 до 14 лет) 900 руб.
Детский до 5 лет бесплатно
Речная прогулка: Просмотр городского салюта* в День города на теплоходе Алина Танго от причала Зарядье
Просмотр городского салюта* в День города на теплоходе Алина Танго от причала Зарядье
Взрослый билет 1600 руб.
Детский (с 6 до 14 лет) 900 руб.
Детский до 5 лет бесплатно
Речная прогулка: Просмотр городского салюта* в День города на теплоходе Егорий от причала Парк горького
Просмотр городского салюта* в День города на теплоходе Егорий от причала Парк горького
Взрослый билет 1600 руб.
Детский (с 6 до 14 лет) 900 руб.
Детский до 5 лет бесплатно
Речная прогулка: «Вояж по Москве-реке» – с обедом или ужином на теплоходе Ривер Палас
новинка
«Вояж по Москве-реке» – с обедом или ужином на теплоходе Ривер Палас
STANDART №1 2740 руб.
STANDART №2 2740 руб.
PREMIUM 3980 руб.
EXCLUSIVE 4980 руб.
Детский без питания (с 6 до 12 лет) 800 руб.
Взрослый без питания 1200 руб.
Речная прогулка: Маршрут "Центральный" на двухпалубных теплоходах от причала Парк Горького
Маршрут "Центральный" на двухпалубных теплоходах от причала Парк Горького
Взрослый 800 руб.
Детский до 10 лет 500 руб.
Детский до 5 лет бесплатно
Речная прогулка: «Москва златоглавая» - речная прогулка на теплоходе «Августина»
new
«Москва златоглавая» - речная прогулка на теплоходе «Августина»
Взрослый круговой 800 руб.
Детский с 6 до 12 лет, круговой 600 руб.
Детский от 1 года до 6 лет 10 руб.
Подпишитесь на email рассылку
Будьте в курсе последних новостей и акций