Главная     /     Достопримечательности Петербурга     /     Медный всадник

Медный всадник

Речные прогулки с видом на Медный всадник, комфортабельные теплоходы, лучшие цены. Экскурсии с маршрутом через Медный всадник

Скульптор Этьен Фальконе возвел конную статую Петра, модель которой была создана в период с 1768 по 1770 годы. Ученица Фальконе, Мари Анн Колло, отлепила голову статуи, а змею придумал и выполнел Фёдор Гордеев по задумке Фальконе. Процесс отливки статуи был осуществлен под руководством литейного мастера Василия Петровича Екимова и завершен в 1778 году. За архитектурные и планировочные решения, а также общее руководство проектом отвечал Юрий Фельтен.

В августе 1766 года русский посланник в Париже Дмитрий Голицын заключил контракт с французским скульптором Фальконе по рекомендации философа-просветителя Дени Дидро, который был корреспондентом Екатерины II. Сразу после прибытия Фальконе в Петербург 15 (26) октября 1766 года работы над созданием памятника были запущены в полный ход. Мастерская была обустроена в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца, который принадлежал Елизавете Петровне. Каменное здание бывшей конюшни при дворце было приспособлено для проживания Фальконе. В начале 1773 года Фельтен был призван на помощь Фальконе: он должен был заменить уволенного капитана де Ласкари и обеспечить профессиональный надзор за установкой памятника.

В июле 1769 года была завершена гипсовая модель памятника, которая в следующем году была представлена публике на две недели, ожидая отливки. Фальконе, не имея опыта в таких работах, отказался самостоятельно осуществлять отливку и ожидал приезда французского мастера Б. Эрсмана. Литейщик прибыл 11 мая 1772 года с тремя подмастерьями, имея все необходимые материалы, такие как землю, песок, глину, для успешного выполнения задания. Однако приехавший мастер не смог удовлетворить требования скульптора и по настоянию Фельтена был уволен. С этого момента все подготовительные работы к отливке выполнял сам Фальконе.

Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. По легенде, во время работ произошла поломка трубы, через которую заливалась бронза, и только благодаря усилиям мастера Емельяна Хайлова удалось сохранить нижнюю часть памятника. В 1777 году были выполнены верхние части скульптуры, которые не удалось получить при первой отливке.

В 1778 году Фальконе вынужден был покинуть Россию, забрав с собой все чертежи и технические расчеты. Работы по завершению памятника были переданы Ю. М. Фельтену. 7 августа (18 августа) 1782 года памятник был торжественно открыт, но Фальконе не был приглашен на церемонию открытия.

Это был второй конный памятник, посвященный русскому царю Петру I. В этом памятнике, созданном Фальконе, Пётр изображается в условном одеянии, верхом на поднятой лошади, символизируя его роль законодателя и цивилизатора.

Скульптор передал Петра в динамичной позе, одетого в простую и легкую одежду, которая, по словам самого скульптора, является "универсальной для всех народов, всех времен и всех мужчин; в общем, это героическое одеяние". Он заменил роскошное седло медвежьей шкурой, символизирующей цивилизованное государство. Постамент в форме огромной скалы символизирует преодоление трудностей, с которыми Петр I столкнулся, а змея, включенная в композицию, является остроумным решением для обеспечения статической устойчивости монумента. Ее появление под ногами поднятой лошади является убедительным представлением "враждебных сил". Только венок из лавра, украшающий голову, и меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как военного лидера и победителя.

В процессе обсуждения концепции памятника принимали участие Екатерина II, Дидро и Вольтер. Целью памятника было изображение победы цивилизации, разума и человеческой воли над дикой природой. Постамент монумента должен был символизировать природу и варварство. Тот факт, что Фальконе обработал величественный "Гром-камень" и придал ему гладкую поверхность, вызвал недовольство и критику со стороны современников.

На одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись: "Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин, 1778 год".

Надпись на постаменте гласила: "ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782." с одной стороны и "PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII." - с другой стороны. Это подчеркивало замысел императрицы установить связь и наследие между деяниями Петра и ее собственной деятельностью.

Монумент произвел глубокое впечатление на современников, трактовавших символическое значение композиции следующим образом: "Он скачет, как Россия!".
Покупка билетов онлайн

Покупка билетов онлайн

Скидки до 70%

Скидки до 70%

Оплата без комиссии

Оплата без комиссии

Подпишитесь на email рассылку
Будьте в курсе последних новостей и акций