Второго октября 1552 года, после 41-дневной обороны, русское войско успешно ворвалось в Казань. Эта оборона, сопротивление которой продолжалось под руководством Ивана Грозного, получила героическое признание историков. Московское войско, численностью около 150 тысяч воинов, столкнулось с противостоящими им всего лишь 30 тысячами воинов и конницей. Несмотря на это неравенство сил, глава духовенства и царь Казани вдохновляли и поддерживали морально жителей города, никто не сдавался. В то время правителем Казани был Едигер-Хан. Однако, передовые технические вооружения, использованные Иваном Грозным, нанесли серьезные удары по городу, который охватил огонь.
Во время обороны Казани важную роль играл сеид Кул Шариф. Его ученики оказывали упорное сопротивление, но после штурма они все погибли героически. Сам Кул Шариф также погиб. Мечеть, являвшаяся символом города, была разрушена и сожжена. Многобашенная красивая мечеть Казани больше не возвышалась на своем холме.
Пожар охватил всю область, и мечеть, за стенами которой отчаянно сражались казанцы под руководством сеида Кул-Шарифа, практически полностью сгорела. Последний бой унес жизни всех защитников города. Город был покорен перед Иваном Грозным. Царь с удивлением осматривал выжившие прекрасные дворцы и крепости города. В честь победы Иван Грозный приказал построить памятный храм. В Москве был восстановлен великолепный собор Василия Блаженного с девятью башнями, тогда как центральная мечеть Казани была почти полностью разрушена. После взятия города Казань представляла печальное зрелище.
Позднее, татарский философ, ученый и просветитель Ш. Марджани провел исследование, в результате которого он обнаружил, что в Кремле находилась соборная мечеть, возглавляемая сеидом Шарифколом. Шарифкол пользовался уважением и почетом среди религиозных деятелей и был известен не только как ученый, но и как поэт. Четыреста лет назад, прекрасная и изящная мечеть Кул Шариф возвышалась в городе Казань. Ее библиотека была богата, а ее красоту сложно передать словами. В своем исследовании Марджани отметил, что мечеть играла важную роль в развитии наук и религиозного просвещения во всем Среднем Поволжье XVI века. Мечеть получила свое имя в честь имама сеида Кул Шарифа.
Восстановление мечети Кул-Шариф
В период, когда демократия расцветала во всей своей красе, общество начало поднимать вопрос о восстановлении знаменитой мечети Кул Шариф. Татарский народ веками мечтал о восстановлении этого священного места, и, наконец, президент Республики Татарстан, М.Ш. Шаймиев, решил воплотить эту мечту в жизнь. Осенью 1995 года был подписан указ о восстановлении мечети. Зимой был объявлен конкурс на выбор лучшего проекта по возрождению мечети Кул Шариф. Место для строительства было выбрано на территории, где ранее находилось Юнкерское училище. Здесь был торжественно заложен памятный знак, а весной 1996 года конкурс завершился. Летом того же года президент России Борис Ельцин посетил это место, где должна была восстановиться новая мечеть, и обещал выделить средства на ее строительство. С тех пор народ продолжает мечтать о легендарной мечети и ее деятеле, Кул Шарифе.
Новая мечеть представляет собой не только главный храм Казани и одну из крупнейших мечетей в Европе, но и символ города и республики Татарстан, притягательный центр для татар со всего мира. Она стала национальным образом, напоминая о той важной мечети, которая когда-то была защищена, но в итоге полностью сгорела. Архитекторы, восстанавливая комплекс, стремились воссоздать его прежнюю красоту и величие, возвращая его к корням культуры. Основная идея реконструкции заключалась в архитектуре и имела огромное историческое значение, так как это главная мечеть Татарстана и всего татарского народа, который восстановил свою государственность. Восстановление мечети также было связано с памятью о защитниках отечества, подобно Собору Василия Блаженного в Москве и Мечети Мухаммеда-Али в Каире, которые возникли в периоды переломных событий в истории этих стран. Эти сооружения символичны и имеют непривычные формы, и их архитектура является уникальной. Те же качества присущи и новой Соборной мечети Казани. Неудивительно, что она включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Культурно-историческая роль
Мечеть Кул-Шариф обладает глубокой символичностью. Особое значение имеет выбранное место для ее строительства, которое было определено после консультаций с экспертами. Двор бывшего Юнкерского училища, казалось бы, был выбран по воле Высшего. Изумительно, что мечеть удачно избежала геологических провалов, разломов и оползней, характерных для других частей Кремля. Комплекс точно ориентирован на Мекку. Проект, разработанный четырьмя архитекторами, заслуженно одержал победу. Бывшее училище, казарма и военный плац символизируют богатую военную историю, которая сопровождала вытеснение татар. И сейчас на этой территории возвышается культовый комплекс, олицетворяющий смену эпох.
Хронология строительства
- В 1990-х годах общественность Татарстана начала обсуждать необходимость восстановления мечети.
-
Осенью 1995 года президент республики Татарстан подписал указ о воссоздании мечети Кул-Шариф на территории Кремля в Казани.
-
В зиму 1995 года был объявлен конкурс среди архитекторов для выбора лучшего проекта.
-
Зимой 1996 года была выбрана территория бывшего Юнкерского училища для строительства мечети, и был установлен памятный знак.
-
Весной 1996 года был завершен конкурс среди архитекторов, и определены победители.
-
В 1997 году началось строительство фундамента мечети.
-
В 1998 году архитекторы приступили к проектированию интерьера храма, и проектирование было завершено в 2001 году.
-
Весной 1998 года цокольный этаж почти был завершен, и был создан монолитный бетонный каркас.
-
В 1999 году были изготовлены металлические конструкции шпилей минаретов и купола. Все металлические элементы были изготовлены местным авиационным училищем и организацией "Вакуумаш".
-
В 2001 году на мечети были установлены шпили и купола.
-
В 2005 году состоялось торжественное открытие мечети Кул-Шариф.